ГУО "Ясли-сад №131 г.Гомеля"

246045 г. Гомель, ул. Свиридова 23-а,
тел. 8-0232-29-37-66, 8-0232-53-74-06,
e-mail: detsad131@jdroo.by
Регистрационное свидетельство № 490651467 от 28.04.2012 г.
Банковские реквизиты: Филиал №302 АСБ "Беларусбанк",
БИК AKBBBY21302,г. Гомель, пр. Космонавтов 32, УНП 400052023
ОКПО 02150645, 
расчетный счет BY61AKBB36424020030443100000
О нас
История
График работы
Одно окно
Наш коллектив
Наши достижения
Методическая копилка
Администрация
Вопрос-ответ
Гостевая книга
Новости
Наши праздники
Профсоюзная жизнь
Родителям
МЧС информирует
Правовая страничка
График приема граждан
Поступаем в детский сад
Оздоровление
Консультации специалистов
Питание дошкольников
Медицинская страничка
Ребенок в безопасном мире
Образовательные услуги
Полезные ссылки
Попечительский совет
Мая Радзiма - Беларусь
Вывучаем беларускую мову разам

 

                                                                                                     

Речевые игры по дороге в детский сад

«ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД»

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

Игра «Кто или что может это делать?»

(систематизация словаря)

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д.

Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

Игра «Что на что похоже»

(развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения):

     Белый снег похож на…(что?)

     Синий лед похож на… 

     Густой туман похож на…

     Чистый дождь похож на… 

     Блестящая на солнце паутина похожа на… 

     День похож на…

Игра «Что для чего»

(активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

     хлеб – в хлебнице,

     сахар – в сахарнице,

     конфеты – в конфетнице,

     мыло – в мыльнице,

     перец - в перечнице,

    салат – в салатнице, суп – в супнице,

     соус - в соуснице и т. д.  

Игра «Говорим и думаем»

(закрепление многозначности слова)

Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.

     В чужой стране, в чудной стране,

     Где не бывать тебе и мне,

     Ботинок с черным язычком

     С утра лакает молочко.

     И целый день в окошко

     Глядит глазком картошка.

     Бутылка горлышком поет,

     Концерты вечером дает.

     И стул на гнутых ножках

     Танцует под гармошку.

(И. Токмакова)

Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…

Игра «Вместе веселей»(систематизация словарного запаса.)

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?

Дождь, снег – что делают?

Игра «Цепочка слов»

(закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок– куст – танк – капуста - ...

Игра «Веселый счет»

(согласование числительного с существительным и прилагательным)

ёВокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем.Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову.

Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова»

(образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

                                                                         

Игра «Все сделал»

(образование глаголов совершенного вида).

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

Игра « Ты идешь, и я иду»(закрепление в речи глаголов с разными приставками)

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д.

(подходить,заходить,переходить…)

Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  


Игра «А что, если…»

(развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.

А что произошло, если бы не было ни одной машины…

А что произошло, если бы не было птиц…

А что произошло, если бы не было конфет…

А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

Игра «Найди дерево»

(выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игра «Как можно…»

(расширение и активизация словаря)

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

Игра «Исправь предложение»

(исправление смысловых ошибок в предложении)

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет.

- Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)

- Пол бежит по кошке.

- Наташа жила у ежика.

- Снежная баба лепит Ваню.

- Катя ужалила осу. И т. Д.

                                                                                                                                  06.04.2020


ЧЕМ ВАМ ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЬ ДЕФЕКТОЛОГ

   Речь является одной из важнейших коммуникативных функций, нарушение речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических связанных в возрастными особенности, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь учитель-дефектолог.

1. Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы учителя-дефектолога.

   Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

   Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

   Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

— подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);

— этапа появления звука (постановка звука);

— этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

2. Развитие фонематического восприятия

   Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

   Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

   Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

   Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

   Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

   Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

3. Расширение словаря и сформирование грамматического строя речи.

   У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

   Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

4. Работа над умением составлять рассказы, пересказы.

5.Обучение ребенка грамоте, чтению и письму.

6.Исправление нарушения чтения, письма — дислексией и дисграфией.

7.Формирование слоговой структуры слова.

   Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

   В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

8. Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

   Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков «Л и Р».

   Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

   И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

                                                                                                                           04.03.2020


Артикуляционная гимнастика

   Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

   Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

   Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

   Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

   Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

   После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

 

Окошко

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"

 

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

 

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

 

Дудочка (Трубочка)

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

 

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо (потолок)

 

Грибочек

  • улыбнуться
  • присосать широкий язык к нёбу

 

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

 

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

 

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

 

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

 

Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

 

Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

 

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

 

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

Лопаточка

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

 

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

 

Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

 

Гармошка

  • улыбнуться
  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 

Барабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

 

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

 

Загнать мяч в ворота

  • "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 

 

 

 

 

Новости

Сайт Президента РБ Администрация ЖД района г.Гомеля Отдел образования, спорта и туризма ЖД района г.Гомеля